Творческая мастерская Алексея Теплова

Реставрация кресла 20-х годов

Прежде чем начать рассказ о реставрации очередного изделия, хочу рассказать предысторию. Мой старый хороший знакомый спросил, не смогу ли я восстановить один очень старенький стул из обломков, которые от него остались. Как оказалось, это было кресло, доставшееся от деда его отцу - Комиссарову Геннадию Александровичу (которому в 2015 исполнилось 90 лет), а теперь перешедшее к нему. По его словам, кресло было родом примерно из середины 30-х годов. Я взял у него то, что осталось от стула, чтобы оценить масштаб трагедии.

Картина была плачевная и, на первый взгляд, браться за кресло не стоило – слишком уж креслу досталось за долгую жизнь. Но одна деталь меня заинтересовала: это была фанерная сидушка, частично расслоившаяся и взятая, похоже, от какого-то тарного ящика из-под папирос.

Порывшись в интернете, я выяснил, что это были папиросы «Сафо» - любимые папиросы Сергея Есенина. А выпускались они с 1920-го и примерно до 1930 го года. Т.е., либо это кресло было сделано в середине 20-х годов, либо оно было отреставрировано в это время. http://kulibinsclub.ru/photos/photo3684.html

Небольшое отступление: цитата (http://mytabak.ru/papiros-dajte-chast-2.html): «Первое время после 1917 года продолжали жить названия, завоевавшие популярность в предыдущие, богатые на выдумку и широкий ассортимент разнообразных товаров годы шапошниковские «Тары-бары», «Добрый молодец», прославленный ценителями продукции «Лаферма». В 1920-е годы им на смену пришли папиросы «Сафо» 2-й Государственной табачной фабрики и многие другие марки….»

При более детальном рассмотрении кресла, мы с братом Алексеем пришли к выводу, что все-таки кресло не реставрировали, а, скорее всего изготовили в эти смутные 20-е годы – все-таки качество «мебелѐй» дореволюционных мастеров было повыше. Тем не менее, получалось, что возраст креслица – порядка 90 лет (плюс-минус пять)! Из уважения к собственникам раритета и, собственно к самому раритету, я таки решил взяться за реставрацию, чисто из любви к искусству. Для начала, как обычно, аккуратно разобрал изделие на составляющие,

пронумеровал и принялся за восстановление. Утраченные детали пришлось изготовить заново из такого же материала (благо, были у меня в заначке, по-настоящему просушенные, кусочки аналогичного дерева):

А вот фанерную сидушку, конечно же, менять не стал, хотя она изрядно расслоилась. Дело в том, что у старинной мебели частенько имеются так называемые "паспорта" (иногда - таблички, иногда - штампы, бывают и иные знаки), подтверждающие ее возраст. В данном случае эта фанерка и является таким "паспортом". Поэтому, я лишь аккуратно подновил ее и поставил снизу сидушки перемычку для усиления.

Снял «пыль и гниль времён», подшпаклевал уж совсем страшные дефекты (не трогал только «классические» трещинки и особо ценные, тоненькие отверстия от жучков (иногда их пытаются имитировать, искусственно состаривая дерево, просверливая,… но … не всегда натурально получается), собрал кресло на старый, старый, добрый, вонючий, костный клей, распариваемый исключительно «на пару», который сейчас уже, пожалуй, в продаже и не найти.

Подождал с недельку, пока клей высохнет полностью и принялся за самую ответственную работу – покраску. Промучившись с разнообразнейшими импортными и отечественными морилками (и водными, и спиртовыми, и акриловыми), я понял, что, в данном случае, они не дают результата: дерево было «бедновато на рисунок» и даже лучшие морилки не проявляли волокна. Кресло было обработано морилкой, в бо̀льшей степени кроющей, нежели проникающей и, с течением времени, просто сильно потертое. Пришлось «пойти иным путем»: я восстановил кресло до, практически «когда-то нового» состояния, истратив остатки дорогущей итальянской краски, оставшейся от другого изделия. В результате кресло стало выглядеть, как наштукатуренная пожилая леди, нарядившаяся в платьице школьницы (может, потому, что «я-то знал», сколько ей лет на самом деле):

... затем я начал вновь постепенно «состаривать» его до «реального» состояния (см. фото ниже, соответственно - справа налево и сверху вниз):

Финишный слой лака по определению, должен был быть положен исключительно из краскопульта, иначе вся работа – насмарку. Поэтому, на завершающем этапе, отвез креслице в цех к брату и покрыл его (то бишь, кресло) оч.хорошим лаком, чтобы подольше сохранить дерево для потомков. В итоге, как мне каэцца, получилось совсем не так уж плохо:

А теперь, маленький десерт, для утоления любопытства. Часто спрашивают: «и скока же ефти дерева́ стоят»? Приведу маленькое исследование рынка. Думаю, будет интересно. Когда рылся в Сети по поводу «Папирос Сафо», забрел на сайты «антикварщиков» и, как оказалось, там есть довольно-таки любопытные фактики. Например, цена на антикварные плакаты «того» времени в среднем составляет 600 ЕВРО, цена же на плакат «папиросы Сафо», размером 59,5 х 41, составляет аж 2500 ЕВРО! http://www.antikdivan.ru/product/zelenskij-a-papirosy-safo/

Т.е., по идее, одна только сидушка от вышеупомянутого креслица должна представлять, мягко говоря, особый интерес для ценителей старины, а что говорить про само кресло!?! Ну, а цены на подобные стулья составляют в среднем 320 Евро, на кресла же – порядка 480 Евро (http://www.antikdivan.ru/category/mebel/all/).

……что касается Есенина, то он тоже бросал курить, но стихов об этом не оставил, лишь оставил, уходя, на столе коробку папирос. Курил он «Сафо». Были такие папиросы высшего сорта, с женщиной в тунике на коробке. Та, оставленнная им на столе, коробка, была семейной реликвией Есениных. Сын Поэта, будучи у Анны Романовны в далеком 1941-ом, рассматривал разные отцовские реликвии. Вынули и коробку «Сафо», которой тогда было уже 16 лет. Папироса высохла, и табак начинал высыпаться. По торжественности случая, сын выкурил в этот день, 5 декабря 1941 года, последнюю папиросу отца….

Николай Теплов