Творческая мастерская Алексея Теплова

Частенько заказчики обращаются с просьбой отреставрировать старые предметы обихода.
Восстановлению таких раритетов и посвящается данный раздел.

Для начала приведу парочку характерных фотографий:
Вот стулья из дуба, состояние которых было просто ужасным - многие годы они хранились на дачном участке и значительно пострадали не только от воздействия внешней среды, но и от рук вандалов, залезших в садовый домик и порубивших их топором. От одного из стульев остались буквально несколько дощечек.

В результате долгой, кропотливой работы все стулья получили вторую жизнь:

Реставрация старой мебели

Во многих семьях сохранились предметы старой мебели, доставшиеся нынешним владельцам от бабушек и дедушек. В основном это мебель середины прошлого века, но часто попадаются и экземпляры довоенной эпохи, в том числе и зарубежного производства.

Вещи, имеющие столь почтенный возраст, редко доживают до наших времен, сохранив прежний внешний вид. Одни только многочисленные переезды могут полностью уничтожить любое изделие. Плюс условия эксплуатации. Ведь в подавляющем большинстве случаев подобная мебель находится на дачах (садовых участках), в загородных домах, куда она отправлялась при покупке хозяевами новых элементов интерьера. При этом условия хранения мебели в загородном доме мягко говоря, значительно отличаются от условий городской квартиры. Влажность, холод, жучки, грызуны и т.п. 

И, что удивительно, автору встречались экземпляры, поразительно стойко перенесшие такие условия хранения, потрепанные, облезшие, но не имеющие люфтов в соединениях деталей, в отличие от современных стульев и столов, красивых, но расшатывающихся, спустя полгода эксплуатации.

Современная жизнь внесла значительные коррективы в стиль загородных домов. В «советский» период наши отцы и матери спешили в выходные дни на садовые участки, чтобы «пахать» на грядках, соответственно и садовые домики предназначались лишь для короткой передышки в выходные дни. В настоящее же время грядки уступают место элементам ландшафтного дизайна, а на смену убогим садовым домикам приходят комфортабельные особняки коттеджного типа.

В ряде случаев хозяевами планируются современные интерьеры и приобретается дорогая современная мебель, но чаще всего людям хочется видеть дом, отличающийся от городской квартиры, вот тогда и вспоминается старая мебель от бабушек и дедушек.

Восстановлению раритетов и посвящается данный раздел.

Солидные шкафы, буфеты, столы, из старых мебельных гарнитуров (особенно сделанные из массивного хорошего дерева), как правило, переживают владельцев, пусть не всегда сохраняя идеальный внешний вид, но сохраняют целостность. В мебельных гарнитурах наиболее уязвимыми компонентами являются стулья, которые, в отличие от шкафов, комодов и других подобных изделий, испытывающих в основном стационарную нагрузку, просто выбрасываются по причине грозящего им разрушения и плачевного внешнего вида. Но тот, кто выбрасывает подобные предметы интерьера, зачастую совершает грубейшую ошибку, ибо вещь из цельного дерева, сработанная хорошим мастером, не только способна служить еще долгие годы, напоминая хозяевам о своих предках, но и элементарно расти в цене для настоящих ценителей старины.

Автору этой статьи доводилось восстанавливать как современную мебель, так и мебель прошлого века. Могу с уверенностью сказать, это несопоставимые вещи. Ощущение такое, что современная мебель (при этом дорогая мебель не является исключением) делается с «запрограммированно» недолгим сроком службы. Восстановление ее является, едва ли не менее трудоемким процессом, чем реставрация старинной мебели, но удовлетворения эта работа не приносит. Это лишь заработок.

Для начала кратенько остановлюсь на таком методе реставрации, как шпонирование.

Шпонирование - оклейка декором.

Наименее трудоемкий вариант восстановления повреждений - оклейка текстурированной пленкой. Всевозможных пленок в продаже много. Разной толщины, как самоклеющиеся, так и с просто нанесенным клеевым слоем. Самоклеющиеся - проще. Главное при работе с ними - постепенное освобождение клеящего слоя и притирка мягким материалом пленки к приклеиваемой поверхности. Излишки обрезаются острым ножом. Очень полезно края декорировать деревянным штапиком. Этим не только улучшается вид изделия в целом, но и предотвращается отслоение закраин с течением времени.

Принцип установки пленок и пластин в принципе схож с самоклеющимися. Но имеет свои плюсы - не надо бояться неосторожно притронуться к поверхности а потом отрывать декор. Пленка просто укладывается на изделие и через бумагу или кальку проглаживается горячим утюгом. Клей подложки растапливается и схватывается с оклеиваемой поверхностью. Этот способ часто используется при обработке мебели из ДСП ,для облагораживания кромок.

Шпонирование дорогими сортами дерева - один из основных элементов декорирования столярных изделий. Применяется в основном для изделий, выполненных из недорогих сортов дерева, когда основа, на которую наклеивается шпон, не может сама по себе являться «лицом» изделия.

Прежде, чем говорить о реставрации, для того, чтобы получить представление о процессе, рассмотрим сначала  методику оклеивания шпоном цельного изделия.

Сначала подбирается рисунок шпона. Полосы шпона укладываются внахлест, подрезаются по металлической линейке острым ножом (лучше специальным, напоминающим мелкую пилу без разводки), чтобы в стыках не оставалось даже минимального зазора.

Чтобы сложенный рисунок не расползался, каждое место стыка склеивается малярной лентой (клеящая лента на бумажной основе). В результате получается лист покрытия шпона.

Сам процесс наклеивания шпона может выполняться двумя основными способами: «холодным» и «горячим».

Холодный способ. На склеиваемую поверхность наносится клей ПВА - не слишком густым и толстым слоем. Лист шпона укладывается на декорируемую поверхность, прижимается плотно к оклеиваемой поверхности, тряпкой удаляются излишки клея. Затем на шпон равномерно по всей поверхности раскладывается груз (лучше всего в виде мешочка с песком или дробью). При наличии пресса – шпон к основе прижимается прессом.

Через сутки, после того как клей высохнет можно приступать к отделке шпона.

Горячий способ.

Я предпочитаю именно этот способ, причем не столько потому, что он требует меньших затрат времени и наличия громоздкого пресса или отягощений, а скорее по той причине, что при температурном воздействии клей ПВА лучше полимеризуется и даже по прошествии многих лет шпон не отслаивается и не скалывается. На оклеиваемую поверхность наносится клей ПВА - не толстым слоем. Лист шпона протирается мокрой тряпкой до легкого увлажнения и укладывается на декорируемую поверхность. Затем обычным разогретым утюгом с усилием проглаживаем лист шпона, одновременно с прогревом, выгоняя воздушные пузырьки из под него. Лучше на поверхность шпона уложить лист обыкновенной чистой белой бумаги – в этом случае не пачкается утюг и излишки клея не размазываются по поверхности изделия. Спустя несколько минут, когда шпон остынет, его можно обрабатывать.

Обработка шпонированного изделия.

Острым (либо специальным) ножом удаляются большие излишки шпона по краям. Небольшие выступы хорошо удалять мелкой наждачной бумагой.

Шлифовка поверхности производится наждачной бумагой (при обработке вручную - вдоль волокон наклеенного шпона). Особенно хорошие результаты дает шлифмашинка (но только вибрационного типа) – после нее получается равномерно обработанная поверхность, практически без полосок и заусенцев.

Здесь главное не переусердствовать. Шпон материал очень тонкий, и прошлифовать его насквозь можно очень быстро.

Когда оклеенная плоскость полностью высушена, зачищена и отшлифована, с поверхности удаляется пыль и, по возможности, сразу после обработки, наносится колерующая морилка, и (или) слой лака, потому что шпон, как всякий срез дерева, моментально впитывает в себя влагу.

Ремонт шпонированных изделий.

При ремонте отколовшихся кусочков шпона самое сложное - найти подходящий шпон по цвету и структуре.

БУДЕТ ВРЕМЯ, ПРОДОЛЖУ СТАТЬЮ