Творческая мастерская Алексея Теплова

На одной из выставок рукодельщиков стал свидетелем примечательного диалога поку-пательницы и мастерового. Суть сводилась к тому, что она была крайне недовольна высокой ценой уникального и, кстати, очень качественного, изделия из березового на-роста (различают кап, или ”ведьмин веник” и сувель, или ”свиль”).
По сути, это и подвигло меня не столько раскрыть, сколько приоткрыть сложность про-цесса изготовления, на первый взгляд, “простой” безделушки из березового нароста.
Природу образования этих причудливых форм при желании легко найти в многочислен-ных статьях Интернета, не стану отнимать Ваше время. Скажу лишь, что меня привле-кают березовые наросты своей непредсказуемостью, неповторимостью и удивительной загадкой внутреннего рисунка, что позволяет с полным правом отнести их к уникальным творениям природы.
Итак, по сути. Для начала надо сходить в лес и найти предмет поиска. Отмечено, что на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образо-вания, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто. При этом нельзя повреждать деревья! Можно найти достойные экземпляры на поваленных или спиленных стволах, либо аккуратно срезать нарост с живого дерева, не нанося по-вреждений основному стволу, как можно ближе к телу собственно капа (сувели), после чего закрыть спил садовым варом, воском или подобным материалом. Это первый этап.
Второе. Собранные капы (сувели) необходимо высушить при определенных условиях, в течение одного - двух (!) лет, в зависимости от размеров и условий сушки.

Третье. Сортировка. Отбираем материал для нарезки на плоские заготовки (плашки), либо на заготовки для токарных работ, самые же интересные - для открытия сути и кра-соты капа (сувели) в случае обработки “целиком”. Например, вот этот нарост был взят в 2016 году с поваленного ветром дерева, для токарных работ и нарезки на плашки от-бракован (высота 67мм, относительный диаметр 112мм):

Четвертое. Убираем все лишнее, не задевая «тело» капа (сувели) и длительно вывариваем в крутом растворе соли для стабилизации и прочности:


После выварки, аккуратно снимаем кору и только тогда видим предположительную форму будущего изделия. При этом, зачастую проявляются изъяны, не видимые ранее, что вынуждает отбраковать часть заготовок.


Пятый этап – это длительный процесс формирования, шлифования, повторного фор-мирования и еще более длительного шлифования и окончательной полировки как внут-ренних, так и наружных поверхностей изделия. Отмечу, что из-за причудливой, сложной формы сувелей, вся обработка производится только вручную. В итоге получаем заго-товку для утверждения формы, которая, при необходимости, корректируется.

Это самый долгий и важный процесс, который зачастую занимает несколько дней.
Важно удалить даже самые небольшие изъяны поверхности, при необходимости ис-пользуется заливка полиэфирными смолами, гелями и пр.
Завершающий этап - грунтовка и покрытие лаком.

Все просто? Попробуйте повторить весь путь и сделайте вывод. В данном случае весь процесс занял два года! Непосредственно обработка – более 20 часов ручной работы!
Интересно, как бы оценил такую работу потенциальный покупатель, проделав ее лично?

Теплов Алексей