Творческая мастерская Алексея Теплова

На одной из выставок рукодельщиков стал свидетелем примечательного диалога покупательницы и мастерового. Суть сводилась к тому, что она была крайне недовольна высокой ценой уникального и, кстати, очень качественного, изделия из березового нароста (различают кап, или ”ведьмин веник” и сувель, или ”свиль”).
По сути, это и подвигло меня не столько раскрыть, сколько приоткрыть сложность процесса изготовления, на первый взгляд, “простой” безделушки из березового нароста.
Природу образования этих причудливых форм при желании легко найти в многочисленных статьях Интернета, не стану отнимать Ваше время. Скажу лишь, что меня привлекают березовые наросты своей непредсказуемостью, неповторимостью и удивительной загадкой внутреннего рисунка, что позволяет с полным правом отнести их к уникальным творениям природы.
Итак, по сути. Для начала надо сходить в лес и найти предмет поиска. Отмечено, что на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто. При этом нельзя повреждать деревья! Можно найти достойные экземпляры на поваленных или спиленных стволах, либо аккуратно срезать нарост с живого дерева, не нанося повреждений основному стволу, как можно ближе к телу собственно капа (сувели), после чего закрыть спил садовым варом, воском или подобным материалом. Это первый этап.
Второе. Собранные капы (сувели) необходимо высушить при определенных условиях, в течение одного - двух (!) лет, в зависимости от размеров и условий сушки.

Третье. Сортировка. Отбираем материал для нарезки на плоские заготовки (плашки), либо на заготовки для токарных работ, самые же интересные - для открытия сути и красоты капа (сувели) в случае обработки “целиком”. Например, вот этот нарост был взят в 2016 году с поваленного ветром дерева, для токарных работ и нарезки на плашки отбракован (высота 67мм, относительный диаметр 112мм):

Четвертое. Убираем все лишнее, не задевая «тело» капа (сувели) и длительно вывариваем в крутом растворе соли для стабилизации и прочности:


После выварки, аккуратно снимаем кору и только тогда видим предположительную форму будущего изделия. При этом, зачастую проявляются изъяны, не видимые ранее, что вынуждает отбраковать часть заготовок.


Пятый этап – это длительный процесс формирования, шлифования, повторного формирования и еще более длительного шлифования и окончательной полировки как внутренних, так и наружных поверхностей изделия. Отмечу, что из-за причудливой, сложной формы сувелей, вся обработка производится только вручную. В итоге получаем заготовку для утверждения формы, которая, при необходимости, корректируется.

Это самый долгий и важный процесс, который зачастую занимает несколько дней.
Важно удалить даже самые небольшие изъяны поверхности, при необходимости используется заливка полиэфирными смолами, гелями и пр.
Завершающий этап - грунтовка и покрытие лаком.

Все просто? Попробуйте повторить весь путь и сделайте вывод. В данном случае весь процесс занял два года! Непосредственно обработка – более 20 часов ручной работы!
Интересно, как бы оценил такую работу потенциальный покупатель, проделав ее лично?